БРАНКУЗИ: ПО СЛЕДАМ РУМЫНСКОГО ГЕНИЯ

13 Ноя

Изображение

«Твори как Бог, приказывай как король, работай как раб» – этим принципом выходец из глухого румынского селения Хобица  руководствовался, когда создавал свои самые знаменитые творения. Он жил и работал в Париже, там же получил признание и в конце жизни нашел последний приют. Между тем все начиналось именно здесь, в предгорьях Южных Карпат, в уезде Горж. Сюда стоит отправиться, чтобы понять истоки творчества одного из родоначальников абстракционизма в скульптуре, который сначала покорил Париж, а затем и весь мир.

Изображение

БРАНКУЗИ: ПО СЛЕДАМ РУМЫНСКОГО ГЕНИЯ

Константин Бранкузи (Брынкуш) творил одновременно с Пикассо, Модильяни, Шагалом, Северини, Роденом и Леже. Ему принадлежат слова «Идеи – всего лишь схема, не имеющая реальной ценности. Действие – вот что ценно». Справедливость этих слов уроженец деревушки в окрестностях румынского Тыргу-Жиу доказывал в течение всей своей жизни.

Изображение

Пророк и отечество

Забегая вперед, скажем, что скульптор Бранкузи был отличный, настоящий профессионал. Он мог и высечь, и вырезать любую фигуру не хуже античных образцов, о чем говорят его ученические и ранние работы. Но в истории искусства его имя прочно связано с абстрактной скульптурой. Это сегодня работы Бранкузи «Молитва», «Поцелуй», «Птица в пространстве», «Бесконечная колонна», «Начало мира» стали предметом восхищения и поклонения, стоят баснословных денег и являются украшением самых известных музеев мира.

ИзображениеИзображение

А ведь когда-то родная Румыния отказалась принять в дар собрание его скульптур, и Бранкузи был вынужден получить французское гражданство, чтобы оставить коллекцию своих творений в дар правительству страны, ставшей его второй родиной. Но это случилось уже гораздо позже.

Долгое время имя Бранкузи было синонимом бунтарства и эпатажа, а его творчество подвергалось резкой критике. Впрочем, сам Бранкузи сделал для этого немало: чего стоит только смелая форма его работы «Принцесса Х», которая сразу была истолкована как непристойная.

princess-x-brancusi-19162

Когда эксперт от искусства увидел «Птицу в пространстве» работы Бранкузи, он сказал: «Если это искусство, то я – каменщик». Но Бранкузи, которого интересовала суть вещей, создал удивительные по силе воздействия шедевры, которые возвращают зрителя к первозданной архаике. Скульптурный портрет «Синьориты Погани» многие называют «Джокондой в скульптуре». Черты женского лица только намечены, руки сложены в молитвенном жесте, огромные невидящие глаза смотрят в вечность. Ни дать ни взять древняя мадонна. «Новорожденный» и «Начало мира» и вовсе отсылают зрителя к архетипу яйца.
The-Newborn

0_71ed8_b2e3929a_XL

Босоногий упрямец

Судьба упорного мальчишки, которого многие наши соотечественники сравнивают с Ломоносовым, босиком отправившимся за знаниями из Архангельска, уникальна. Будучи пятым ребенком в большой крестьянской семье, этот бунтарь-самородок уже в 11 лет убежал из дому в ближайший город Тыргу-Жиу, чтобы учиться пластическому искусству.
_SAM3781
Патриархальная семья румынских крестьян несколько раз пыталась образумить маленького строптивца и регулярно возвращала беглеца обратно. В деревне Хобица до сих пор сохранился дом, где родился и вырос Бранкузи — теперь там музей, куда приезжают толпы туристов.

Изображение

DSCN9614 (Копировать)

DSCN9613 (Копировать)

DSCN9617 (Копировать)

DSCN9634 (Копировать)

DSCN9606 (Копировать)

DSCN9607 (Копировать)

Только в 1894 году Константин поступает в Школу искусств в Крайове, где он сделал большие успехи в резьбе по дереву, и в этом качестве получил рекомендацию в Школу изящных искусств в Бухаресте. В 1898 году Бранкузи переезжает в румынскую столицу. Но уже в 1904 году Константину стало тесно в родной стране, и он  ушел пешком во Францию. Там он учился сначала в Школе изящных искусств у скульптора-академиста Мерсье, попутно сменив свое неблагозвучное имя на почти итальянское «Бранкузи». Затем четыре месяца работал подмастерьем в мастерской Родена, которого, кстати, очень ценил. Однако почувствовав, что ему становится тесно рядом с признанным мэтром и бросив «В тени большого дерева ничего не растет», Бранкузи отправляется «в свободный полет». Впрочем, Бранкузи всегда был предельно самостоятелен в своих художественных пристрастиях. О них он рассказал миру в знаменитом «Манифесте о сути вещей»: «Суть вещей должна быть представлена предельно лаконично, просто, выразительно и ясно». Поэтому Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали и сокращал формы до простейших геометрических фигур. В Париже румынский гений  жил до самой смерти в 1957 году. Здесь же, на кладбище Монпарнас, он и похоронен.

Народный творец

Румынский город Тыргу-Жиу известен как центр резьбы по дереву. До сих пор это ремесло широко представлено на родине знаменитого скульптора и в ее окрестностях, равно как и знаменитая керамика.
DSCN9979 (Копировать)

DSCN9969 (Копировать)

DSCN9981 (Копировать)
DSCN9983 (Копировать)
Сегодня произведения румынских гончаров, изготовляемые в области Хорезу, включены в список объектов, взятых под защиту ЮНЕСКО. В этом же списке числится скульптурный ансамбль в память жертв Первой мировой войны, автором которого в 1938 году Константин Бранкузи стал уже как знаменитый и признанный в Париже скульптор.
Сегодня «Ворота поцелуя», «Стол молчания», «Бесконечная колонна» и «Аллея героев» – главная достопримечательность Тыргу-Жиу, административного центра уезда (жудеца) Горж.

Все эти произведения являются частью ансамбля, посвященного павшим в Первой мировой войне. Все элементы ансамбля вписаны в пейзаж, включая знаменитую «Бесконечную колонну», которая венчает замысел Бранкузи.
_SAM3947
_SAM3949 (Копировать)

_SAM3960 (Копировать)
Предельно лаконичная группа «Стол молчания», которая встречает пришедшего познакомиться с творениями основоположника абстрактной скульптуры, расположена в парке на берегу реки, в тесном единении с природой. «Стол молчания» — композиция, все компоненты которой созданы из массивных каменных блоков  предельно простых геометрических форм. Они не отвлекают от воспоминаний о погибших на этом месте в 1916 году солдатах, но одновременно очень выразительны.
_SAM3958 (Копировать)

_SAM3957 (Копировать)

_SAM3959 (Копировать)

В середине парка как символ жизни стоят «Ворота поцелуя». Здесь в новогоднюю ночь румынские влюбленные заключают вечный союз. Этот памятник, выполненный Бранкузи уже в зрелой (абстрактной) манере считается на родине скульптора символом вечной любви. Сами румыны уверены, что браки, заключенные под его сводами, бывают на редкость прочными и удачными. Творение мастера служит народу.
Tourists take pictures of the Gate of the Kiss, a marble sculpture made by Constantin Brancusi, in Targu Jiu

Абсолютный символ

Если пройти по аллее героев до конца, то за удивительной красоты собором Петра и Павла обнаружится главное творение Бранкузи в родном городе – доведенные до максимальной абстракции формы «Бесконечной колонны», которую сам автор повторял несколько раз в разных материалах.
_SAM3996 (Копировать)
Ее прототип можно до сих пор увидеть в декоративных элементах румынской деревенской архитектуры.
DSCN9682 (Копировать)
_SAM3809
Вот только Бранкузи решился поставить эту почти 30-метровую колонну из 17 ромбовидных блоков в чистом поле. Ее нижний элемент словно бы вырастает из земли, а последний, напоминающий чашу, собирает небесную влагу и благодать, а также поддерживает небесный свод. Вот так совершенно абстрактная форма, вписанная в соответствующий пейзаж и подкрепленная фольклорными архаическими национальными верованиями о «небесной колонне»  –  пути, по которому души отправляются на небо – приобретает символическое значение. Неудивительно, что восприятие произведений Бранкузи, которые находятся в вакууме музейного или выставочного зала, в отрыве от истории и пространственного окружения, совершенно отличается от созерцания их на фоне закатного неба, под звуки румынских народных песен, в соседстве с православными храмами города, где вырос один из величайших талантов XX века…

_SAM4010
_SAM4021

«Нетрудно что-то творить, самое трудное – заставить привести самих себя в состояние творчества». После Бранкузи осталось огромное количество работ, многие из которых стали знаковыми. Большинство из них, такие как  «Молитва», «Птица в пространстве», «Поцелуй», «Петух», «Синьорита Погани», «Новорожденный»  были многократно повторены мастером в бронзе и других материалах. «Птица в пространстве», к примеру, имеет двадцать два авторских варианта – словно художник стремился уловить и сохранить воплощение самого полета, его символ.

madamoiselle-pogany-1913

Реклама

Один ответ to “БРАНКУЗИ: ПО СЛЕДАМ РУМЫНСКОГО ГЕНИЯ”

  1. Анна Ноябрь 15, 2013 в 12:09 пп #

    Очень красиво и познавательно! С нетерпением жду ваших новых постов!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: